пятница, 1 февраля 2013 г.

определение религиям ислам,язычество,буддизм,христианство,протестантизм последовательность их возникновения

Следующее место вслед за мусульманами занимает индуизм. Индуистов было около 880 млн. человек. Правда, нужно сказать, что здесь мы видим большую разность не количественную, а религиозно-мировоззренческую в сравнении с мусульманством. Если мусульманство - религия, предполагающая именно в своих мировоззренческих посылах идею всемирного распространения, при этом всемирного распространения за счёт прозелитической активности, при которой люди, не совпадающие в мировоззрениях, так или иначе, в конечном замысле мыслятся сходящими на нет или, по крайней мере, уменьшающимися в своём числе постоянно. Индуизм как раз не имеет такого рода прозелитической активности, исходя из принципиальной для него идеи реинкарнации, переселения душ. Собственно, индуистом по классическим индуистским мировоззрениям можно только родиться. И это право нужно заслужить. Невозможно обращение человека в индуизм. Индуистом не может стать европеец, американец или русский в нынешнем своём воплощении. Он может заслужить право родиться индуистом в своей следующей ипостаси. В этом смысле реплика индуизма, которая известна европейско-американской цивилизации, и которую мы знаем под названием кришнаизма, по отношению к традиционному индуизму является - воспользуемся христианским термином - еретической, то есть вносящей такого рода изменения в традиционную религиозную доктрину, которые настолько изменяют неким её коренным постулатам, что главной частью адекватным выражением веры считаться не может. Кришнаизм как раз допускает и предполагает обращение новых адептов, к тому же он ушёл от кастовой системы, которая является принципиальной составляющей индуизма как религии.

Следующее место занимал и занимает на сегодня ислам - 1 млрд. 180 млн. человек. При этом мусульмане делятся по внутреннему религиозному сознанию на две основные части. Это мусульмане-сунниты, их абсолютное большинство, более 900 млн., и мусульмане-шииты, которые составляют остальную часть. Сунниты, если говорить совсем просто, это признающие помимо Писания и Предание. Если Коран мы принимаем как Священное Писание мусульман, то сунна - это некая совокупность текстов Предания. Шииты - это те мусульмане, кто принципиально декларируют опору на некоторый первоначальный ислам, прежде всего на текст Корана.

Начну с небольшой вводной социолого-географической справки. Мы сейчас кратко обозрим религиозные представительства земного шара. Цифры, конечно, мало что определяют в отношении истинности мировоззрений, но, тем не менее, дают некие опоры для вынесения последующих оценок. Естественно, если говорить о новейшей эпохе, наиболее серьёзные социологические исследования во всех областях, включая область религии, были проведены к миллениуму, к 2000-му году, и данные эти принципиальным образом не устарели, так что цифры, которые я буду приводить, отсылают нас к социологическим исследованиям 2000-го года. Итак, население земного шара тогда несколько превышало 6 миллиардов человек. Из них христиан по-прежнему было более представителей других религий - почти 2 миллиарда, 1 млрд. 995 млн. человек. Хотя тенденция - я чуть ниже обозначу - была не в пользу христианства как мировой религии, если иметь в виду вторую половину 20-го века.

Наш сегодняшний разговор пойдёт вокруг отношения православной Церкви к иным мировоззрениям, прежде всего религиозным мировоззрениям, и к другим христианским исповеданиям. Сразу маленькое терминологическое уточнение - мы говорим «религии», имея в виду мировые религии: христианство, буддизм, ислам, - и употребляем термин «конфессия» или «исповедание», когда мы говорим о разделениях внутри христианского мира. Можно говорить - баптистская конфессия, протестантская конфессия, католическое исповедание, но не религия. Я буду употреблять эти два термина, поэтому сразу оговариваю их значение.

Отношение Православной Церкви к иным мировоззрениям

*Стенограмма встречи слушателей и профессорско-преподавательского состава ВШГА МГУ с отцом Максимом Козловым - протоиереем, настоятелем домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессором Московской духовной академии.Тема встречи - «Отношение Православной Церкви к иным мировоззрениям».  

Религиозная карта мира весьма пестра. Наш сегодняшний разговор пойдёт вокруг отношения православной Церкви к иным мировоззрениям, прежде всего религиозным, и к другим христианским исповеданиям.

Право- и ино- славие. Ч.1 — Интервью — Татьянин День

Комментариев нет:

Отправить комментарий