Следующее место вслед за мусульманами занимает индуизм. Индуистов было около 880 млн. человек. Правда, нужно сказать, что здесь мы видим большую разность не количественную, а религиозно-мировоззренческую в сравнении с мусульманством. Если мусульманство - религия, предполагающая именно в своих мировоззренческих посылах идею всемирного распространения, при этом всемирного распространения за счёт прозелитической активности, при которой люди, не совпадающие в мировоззрениях, так или иначе, в конечном замысле мыслятся сходящими на нет или, по крайней мере, уменьшающимися в своём числе постоянно. Индуизм как раз не имеет такого рода прозелитической активности, исходя из принципиальной для него идеи реинкарнации, переселения душ. Собственно, индуистом по классическим индуистским мировоззрениям можно только родиться. И это право нужно заслужить. Невозможно обращение человека в индуизм. Индуистом не может стать европеец, американец или русский в нынешнем своём воплощении. Он может заслужить право родиться индуистом в своей следующей ипостаси. В этом смысле реплика индуизма, которая известна европейско-американской цивилизации, и которую мы знаем под названием кришнаизма, по отношению к традиционному индуизму является - воспользуемся христианским термином - еретической, то есть вносящей такого рода изменения в традиционную религиозную доктрину, которые настолько изменяют неким её коренным постулатам, что главной частью адекватным выражением веры считаться не может. Кришнаизм как раз допускает и предполагает обращение новых адептов, к тому же он ушёл от кастовой системы, которая является принципиальной составляющей индуизма как религии.
Следующее место занимал и занимает на сегодня ислам - 1 млрд. 180 млн. человек. При этом мусульмане делятся по внутреннему религиозному сознанию на две основные части. Это мусульмане-сунниты, их абсолютное большинство, более 900 млн., и мусульмане-шииты, которые составляют остальную часть. Сунниты, если говорить совсем просто, это признающие помимо Писания и Предание. Если Коран мы принимаем как Священное Писание мусульман, то сунна - это некая совокупность текстов Предания. Шииты - это те мусульмане, кто принципиально декларируют опору на некоторый первоначальный ислам, прежде всего на текст Корана.
Начну с небольшой вводной социолого-географической справки. Мы сейчас кратко обозрим религиозные представительства земного шара. Цифры, конечно, мало что определяют в отношении истинности мировоззрений, но, тем не менее, дают некие опоры для вынесения последующих оценок. Естественно, если говорить о новейшей эпохе, наиболее серьёзные социологические исследования во всех областях, включая область религии, были проведены к миллениуму, к 2000-му году, и данные эти принципиальным образом не устарели, так что цифры, которые я буду приводить, отсылают нас к социологическим исследованиям 2000-го года. Итак, население земного шара тогда несколько превышало 6 миллиардов человек. Из них христиан по-прежнему было более представителей других религий - почти 2 миллиарда, 1 млрд. 995 млн. человек. Хотя тенденция - я чуть ниже обозначу - была не в пользу христианства как мировой религии, если иметь в виду вторую половину 20-го века.
Наш сегодняшний разговор пойдёт вокруг отношения православной Церкви к иным мировоззрениям, прежде всего религиозным мировоззрениям, и к другим христианским исповеданиям. Сразу маленькое терминологическое уточнение - мы говорим «религии», имея в виду мировые религии: христианство, буддизм, ислам, - и употребляем термин «конфессия» или «исповедание», когда мы говорим о разделениях внутри христианского мира. Можно говорить - баптистская конфессия, протестантская конфессия, католическое исповедание, но не религия. Я буду употреблять эти два термина, поэтому сразу оговариваю их значение.
Отношение Православной Церкви к иным мировоззрениям
*Стенограмма встречи слушателей и профессорско-преподавательского состава ВШГА МГУ с отцом Максимом Козловым - протоиереем, настоятелем домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессором Московской духовной академии.Тема встречи - «Отношение Православной Церкви к иным мировоззрениям».
Религиозная карта мира весьма пестра. Наш сегодняшний разговор пойдёт вокруг отношения православной Церкви к иным мировоззрениям, прежде всего религиозным, и к другим христианским исповеданиям.
Право- и ино- славие. Ч.1 — Интервью — Татьянин День
Комментариев нет:
Отправить комментарий